Ядерно-энергетические транспортные установки

Типовой
Физика

Лекции

Контрольная

Курс

На главную

Запуск ракеты на Северном полюсе

 Некоторые АПЛ класса "Акула", построенные в середине 80-х гг., позднее были усовершенствованы с целью уменьшения уровня шумности. Последние АПЛ этого класса имеют уровень шумности меньший, чем те, что были введены в эксплуатацию в 1990 г. Эти подводные лодки классифицируются как "Акула- II" и в длину превосходят АПЛ класса "Акула-I" на 4 метра, В настоящее время продолжается строительство только двух проектов АПЛ третьего поколения (классов "Оскар" и "Акула"). /25/


«Акулы» на отдыхе

 За всю историю строительства АПЛ было создано 5 несерийных или экспериментальных кораблей. Это подводные лодки К-27, "Ноябрь"  ЖМТ, К-222 (162), "Папа", К-278, "Комсомолец", класса "Юниформ" и класса "Экс-рей".

Через год после вступления в состав ВМФ первой АПЛ (К-3) в декабре 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических  установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок". На этой основе была финансирована и построена единственная в мире АПЛ К-222, подводная скорость которой до сих пор является мировым достижением (44,7 узлов), а промышленность СССР создала новую отрасль с технологией использования титановых сплавов. Позднее были построены серийные АПЛ с титановыми прочными корпусами. Основные преимущества титановых АПЛ заключались в их способности погружаться на глубину, недоступную стальным атомным подводным лодкам, и развивать большую скорость. Сегодня производство титановых АПЛ прекращено.

 Подводная лодка "Комсомолец", затонувшая у побережья Норвегии в апреле 1989 г., имела возможность применять оружие (торпеды) на глубине около 1000 метров. Это была самая глубоководная АПЛ в мире, установившая рекорд погружения - 1022 м.

Подводные российские истребители вражеских субмарин, не всплывая, в том числе под многометровым слоем льда, могут совершить кругосветный боевой поход. СЕМЬ подводных "хищников" третьего поколения: "Барс", "Волк", "Вепрь", "Рысь", "Ягуар", "Леопард" и "Пантера" - получили кошачьи имена от своих исторических тезок - первых русских лодок императорского подводного флота, созданного по Указу Николая 11 в 1916 г. До 90-х годов в целях секретности почти все советские подлодки были номерными.

 Самые бесшумные в мире атомные субмарины могут круглосуточно вести секретное слежение за "иностранцами". Если потребуется - уничтожать или ставить хитроумные минные поля, а из-под воды наносить ракетные удары по корабельным группировкам и береговым объектам. До сих пор американские моряки называют эту дивизию истребителей, сформированную еще в СССР, "звериным оскалом социализма".

АПЛ "Тигр", пр. 971"Гепард" - подводный охотник.

Рисунок 8 «Кошачье семейство»

За двадцать лет военной биографии "морские кошки" совершили 33 боевых похода. Провели в них около семи лет и прошли в океанских глубинах более 210 тысяч миль — почти 10 кругосветных плаваний.

Несмотря на почетный возраст ("Леопард" был заложен в 1988 г., а спущен на воду в 1992 г.), он оказался самым надежным и безопасным в грозном "зверинце" соединения. Стометровое тело субмарины диаметром 14 метров легко идет под водой со скоростью 35 узлов (более 60 км в час), в надводном положении - 20 узлов.

Краснознаменный крейсерский атомоход ныряет на глубину 500 метров и может провести не одну боевую схватку с противником. На экипаж в 70 человек (в основном офицеры, мичманы и 10 матросов срочной службы) - 8 торпедных аппаратов, комплекс малогабаритных крылатых ракет РК-55 "Гранат" (аналог американских "Томагавков") и много другого убийственного вооружения.

 “Леопард” по конструкции гораздо сложнее космических станций. Недаром системы жизнеобеспечения первых звездных аппаратов отрабатывались на подводных лодках. Автономность АПЛ велика, и в Мировом океане для нас нет недосягаемых точек. Мощный атомный реактор обеспечивает всю жизнь на лодке. Вода для бани, питья, приготовления пищи добывается в океане, а затем “варится” в специальных опреснителях. Воздух тоже берется из морской воды. Продолжительность боевого похода ограничивается только запасом продуктов. Подлодка может идти на автопилоте по заданным бортовым компьютером курсу, глубине и т.д. При этом “зверьком” управляют 3 человека.

 С помощью ядерного реактора на гребной вал подлодки “выбегает” сумасшедшая мощь – “табун в 43 тысячи лошадиных сил”. И это при том,  что реактор работает на 40% своих возможностей

Справочник