Ядерно-энергетические транспортные установки

Типовой
Физика

Лекции

Контрольная

Курс

На главную

Подводная лодка - корабль, способный погружаться (всплывать) и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки - скрытность.

На сегодняшний день, ни для кого не является секретом тот факт, что высокими темпами развивается ядерная энергетика. Говоря об этой отрасли, особое предпочтение отдают разговорам об атомной промышленности, забывая о том, что помимо нее также существуют и другие аспекты для интереса. Мне бы хотелось рассказать в своей работе об еще одном виде использовании ядерной энергетики – об ядерно-энергетических транспортных установках, а в частности, об атомных подводных лодках.

Рисунок 1.Атомный ледокол “Ленин”

1.Атомные суда в мирных целях

 Самая Важная сфера применения ядерных энергетических установок – это морской флот и прежде всего ледокольный флот.

 В настоящее время российский атомный ледокольный флот насчи­тывает 7 действующих ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (баржевоз), 1 выведенный из состава флота, но сохраняемый первый атомный ледокол "Ленин". Кроме того, на Балтийском заводе строится новый ледокол “50 лет Победы”. Это самый большой в мире гражданский атомный флот.

 Атомные ледоколы были построены с целью обеспечения проводки судов вдоль Арктического побережья. Ледоколы используются при перевозке различных грузов, в основном железной руды из Норильска на Кольский полуостров, где руда переправляется на обогатительные предприятия Мурманской области. Протяженность этого маршрута со­ставляет около 3000 км. /4/

Первым в мире гражданским судном с ядерной энергетической ус­тановкой был спущенный на воду в 1957 году ледокол "Ленин". "Ле­нин" находился в эксплуатации 30 лет — с 1959 по 1989 гг. Водоизмещение "Ленина" 16 тыс. тонн, длина 134 м, осадка 9.2 м.

Советские судостроители не ошиблись, поставив ядерный реактор на ледокольное судно. Это было прогрессивное решение: ледоколу нужна неограниченная автономность, то есть способность долго находиться в море без пополнения запасов топлива, и большая мощность силовой установки, ибо в поединке корабль - лед шансы на победу будут принадлежать судну, которое окажется сильнее стихии. Все это гарантирует атомный двигатель. Атомоход «Ленин» имел неоспоримые преимущества перед атомными судами, построенными затем в ФРГ, Японии и США. 

 Основываясь на опыте создания и эксплуатации первого атомохода, в 1975 году введен в строй еще более мощный корабль - "Арктика". Этот ледокол первым из надводных судов 17 мая 1977 года достиг в свободном плавании Северного полюса. "Арктика" - 3-вальный турбо­электроход с 4 палубами, баком и 5-ярусной средней надстройкой, корпус разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состоит из 2-х блоков по 1 реактору и четырех парогенераторов в каждом.

 Гребная электрическая установка переменно-постоянного тока выполнена по схеме "генератор переменного тока — кремниевый выпрямитель - электродвигатель постоянного тока", 3 гребных электродвигателя мощностью по 17.6 МВт. Водоизмещение - 23 460 т, длина 148 м. ширина 30 м, осадка 11 м, высота борта 17 м, мощность атомной паро-производящей установки - 55.1 МВт. Всего построено 5 ледоколов типа "Арктика".

     Новый советский ледокол «Арктика» представлял собой улучшенный вариант уже испытанного и проверенного первого нашего атомохода. Ему были не страшны преграды, воздвигаемые природой на Северном морском пути. Судно имело водоизмещение 25 тыс. т, длину 150 и ширину 30 м. Три винта приводили в действие «атомное сердце» мощностью 75 тыс. л. с. Эта мощность позволяла атомоходу ломать пятиметровый лед, а на чистой воде развивать скорость в 18 узлов. /1/

Арктика

Рисунок 2. Ледокол «Сибирь» класса «Арктика»

Кроме того, в конце восьмидесятых годов в Финляндии были построены 2 ледокола: "Таймыр" и "Вайгач", оснащенных одним реактором и способных заходить в устья крупных рек. Их длина – 151 м, ширина -29 м, мощность реактора 35 МВт.

 Рисунок 3 Ледокол «Таймыр» класса «Таймыр» 

Учитывая огромную протяженность береговой линии и островов советского Заполярья, где пока недостаточно оборудованных портов, решено первое атомное транспортное судно сделать комбинированным.

В начале ноября 1984 г. в Керчи на судостроительном заводе "Залив" им. Б. Е. Бутомы состоялась торжественная закладка первого отечественного ледокольно-транспортного судна с атомной энергетической установкой - лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть". Главное его назначение-доставка различных народнохозяйственных грузов в лихтерах и контейнерах в северные районы страны. Мощная энергетическая установка позволит судну самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м. Винт регулируемого шага во избежание поломки лопастей о крупные льдины будет находиться в стационарной направляющей насадке. Для экипажа предусмотрены отдельные каюты, сауна, бассейн, спортивный зал.


    Лихтеровоз “Севморпуть” был построен в период с 01.06.82 - 31.12.88. гг. Судно предназначалось для перевозки лихтеров типа ЛЭШ (до 450 т) в трюмах, в специально Рисунок 4 Лихтеровоз «Севморпуть»

оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном; контейнеров международного стандарта ИСО (до 30 т) в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана. Длина судна - 260 м, ширина - 32 м, мощность энергетической установки - 32.5 МВт. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров. Корабль способен самостоятельно идти в ледовом поле толщиной до1 м. /15/ Новый атомоход полностью отвечал требованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе.      Эффективная система лихтерной доставки грузов как в прибрежные районы Арктики, так и по сибирским рекам в глубь материка получит дальнейшее развитие. 

Справочник