Тонкая клиентная сеть Создание корпоративной Webсети Восстановление ЛВС после аварий Беспроводные сети Серверы масштаба предприятия и суперсерверы

Курс лекций по информатике. Локальные и глобальные сети

Восстановление ЛВС после аварий.

В жизни каждого из нас рано или поздно наступает ситуация, когда все разваливается. Сервер не загружается. Офис сгорает. Резервные копии не читаются. Совсем не смешно представить себе файловый сервер, пожи раемый огнем, однако чертовски полезнее подумать об этом загодя, чем впоследствии объяснять вашему боссу, почему вы не можете восстановить первоначальное состояние сети. В этой лекции рассматривается планирование восстановительных мероприятий после аварий, и то, кто должен этим заниматься, что именно нужно предусмотреть в этом плане и некоторые вероятные решения, которые вы можете реализовать для предотвращения или восстановления после аварии.

Виды аварий в сетях

Слово "авария" звучит драматично. Если вы думаете об аварии как о стихийном бедствии либо как о взрыве бомбы в World Trade Center (Всемирный торговый центр) в Оклахома Сити, то значит вы не в состоянии представить ее как нечто близкое и реальное.

На практике аварией можно назвать любое событие или обстоятельство, мешающее нормальной работе вашей фирмы или организации в течение неопределенного времени При этом данные могут остаться неповрежденными Авария — просто "нечто, прерывающее работу". Теперь оно уже не кажется нам чемто абстрактным и далеким.

Потенциальные причины аварий можно разделить на три категории.

• Внешние события (например, стихийные бедствия);

• Неисправности оборудования.

• Последствия человеческих поступков.

Конечно, эти категории отнюдь не взаимоисключающие: внешнее событие может привести к неисправности, а какаянибудь неисправность вполне может привести к такому поведению пользователя, которое усугубит аварию. С точки зрения восстановления после аварии причина ее не всегда имеет решающее значение Однако при подготовке к аварии, важно пред ставлять ее вероятную причину.

Аварии, вызванные внешними событиями

Стихийные бедствия могут помешать и даже приостановить работу предприятия. Например, ураган — отличный пример аварии, обусловленной внешним событием. Вы обязаны прекратить работу и начать эвакуацию; ливень может нанести огромный ущерб, если не хуже; у вас исчезают необходимые источники снабжения; электроэнергия отключается и т.п. Кроме того, в Калифорнии бывают еще пожары и землетрясения; на среднем западе нередки торнадо; в Новой Англии случайные снежные бури прерывают электроснабжение и засыпают дороги; не забудьте также наводнения и грозы.

События, вызывающие аварии, вовсе не должны быть такими значи тельными, как землетрясение или ураган Джорж (George). Несомненную уфозу представляют пожары в одном из зданий офисной стоянки автомо билей, а также прорыв водопроводной трубы, вследствие которого вода заливает часть вашего здания. Даже если авария не затронула напрямую ваш офис, вы почувствуете ее последствия. Если же вы работаете с сетью с помощью средств удаленного доступа, то отказ телефонных линий — сравнительно небольшая авария (напрямую не затрагивающая сеть), если ее оценивать с точки зрения затруднений или невозможности нормального ведения дел.

Итак, идея понятна. События могут не затронуть вас непосредственно, однако они могут нарушить всю вашу работу.

Неисправности оборудования

Любое оборудование — даже изготовленное на базе полупроводниковой (твердотельной, т.е. не имеющей движущихся частей) техники — периодически выходит из строя. Чем большим количеством оборудования вы располагаете, тем выше вероятность отказа одного из компонентов. Причем неисправность не обязательно затрагивает именно тот компонент, который нужен вам для работы. Например, если выходит из строя кондиционер, а погода жаркая, вы не можете запустить серверы, даже если уговорите сотрудников работать при высокой температуре. Если попытаться запустить сервер на такой жаре, он не будет работать.

К счастью, неисправности оборудования нетрудно предвидеть и спла нировать ответные действия Во всяком случае, устранять их проще, чем аварии, произошедшие по вине самого человека.

Проблемы человеческого поведения

Большинство людей, живущих в одной части страны хотя бы годдва, могут достаточно точно предвидеть проблемы, связанные с климатическими условиями. А проблемы изза неисправностей можно решить за счет внесения избыточности в оборудование.

Проблемы, вызванные человеческим поведением, могут быть совсем иного порядка. Сюда относятся как очевидные проблемы, вроде эпидемии гриппа или забастовок, но, к счастью, они не часто беспокоят сетевого администратора либо остальной технический персонал, если они сами не склонны к болезням и забастовкам. Однако намеренный саботаж (первый шаг к тому — ввод команды delete* . *), пренебрежение рекомендациями по компьютерной безопасности и занесение в сеть вирусов, самовольная установка и распространение в офисе нелицензированных программ, навлекающие на вашу голову гнев SPA — это тоже проблемы, вызванные человеческим поведением, и они относятся к числу тех, которые затрагивают вас напрямую.

Подготовка к установке IIS 4 Прежде чем начать установку Option Pack на ваш компьютер, рабо тающий под управлением Windows NT Server, следует установить Internet Explorer 4.x (IE4) и Service Pack 3 (SP3) (либо самую последнюю его версию), если вы еще не сделали этого. Можете и не использовать IE4 в качестве броузера вашего Webсервера, если это вам не нужно, однако IIS 4 обра щается к некоторым файлам IE4.

Подготовка к аварии архивирование Еще до того как вы начнете обдумывать план восстановления после аварии, следует обдумать процедуру архивирования. Архивирование — настолько важная составляющая плана администрирования сети, что оно должно стать "естественной" частью вашей сети, а не частью плана восстановления после аварии.

Как часто необходимо выполнять архивирование? На это вопрос нет определенного ответа, поскольку он зависит от того, в какой мере для вас опасна утрата данных. Например, если вы выполняете архивирование только раз в месяц, приготовьтесь к возможности утраты данных за весь месяц.

Выбор аппаратных средств архивирования Какие устройства архивирования пригодны для работы с сервером? Для практических целей рекомендуем выбрать ленточный накопитель какогонибудь типа. Они относительно дешевы, достаточно вместительны, надежны и пользуются широкой поддержкой.

Выбор программного обеспечения для архивирования При выборе утилиты архивирования особое внимание обращайте на гибкость программы, а также возможности ее взаимодействия с уже установленными сетевыми компонентами. Обдумывая применение ка когонибудь приложения для архивирования, найдите для себя ответы на такие вопросы.

Защита данных в режиме реального времени Возможно, вы полагаете, что архивирование в режиме реального времени практически невозможно, поскольку оно слишком дорого, требует больших ресурсов и т.п. Однако есть некоторые методы, которые можно использовать для сравнительно непрерывного сохранения обновленных данных, позво ляющие сохранять обновленные данные даже при авариях дисков. Такие методы имеет несколько преимуществ. Они не только обеспечивают избыточность и обновление данных по ходу работы, но также повышают производительность сети путем выравнивания нагрузки, т.е. распределения доступа к данным по множеству дисков или серверов. При обычном же архивировании обеспечивается только избыточность данных.

Репликация данных Репликацией называют копирование данных и их структуры с одного сервера на другой. Это весьма популярный метод, используемый для обеспечения целостности и распределения данных (data load) между несколькими сер верами. Сначала данные записывают на один из серверов (называемый в сетях Windows NT сервером экспорта (export server)), а затем копируют на другой сервер {сервер импорта (import server)).

Разработка плана восстановления после аварии. Архивирование важный, но не единственный аспект подготовки к восстановлению после аварии. Оно составляет только часть общего плана План восстановления после аварии представляет собой подробный документ, описывающий процесс восстановления работоспособности предприятия после какойлибо катастрофы. Очень важно создать план в письменной форме. В таком случае можно проинструктировать конкретных исполнителей даже в отсутствие разработчика плана. План должен быть настолько подробен, насколько это возможно, тогда для выполнения восстановительных работ не обязательно приглашать эксперта:

Содержание плана восстановления Детальное содержание плана зависит от конструкции конкретной сети. Однако, как правило, план восстановления после аварии содержит следующее.


Производительность рабочих станций и серверов ЛВС