Тонкая клиентная сеть Создание корпоративной Webсети Восстановление ЛВС после аварий Беспроводные сети Серверы масштаба предприятия и суперсерверы

Курс лекций по информатике. Локальные и глобальные сети

Создание корпоративной Webсети.

Практически всемирное распространение World Wide Web и других частей Internet превратило броузеры в существенную часть офисных при ложений. Зачем же создавать Webструктуру на базе интрасети, если с ней будут работать только служащие офиса?

В этой лекции рассматривается, что можно сделать с помощью корпора тивной Webсети, а также описываются основные методы создания и пуб ликации (представления) Webсодержимого (доступные типы форматов и инструменты, необходимые для публикации данных). Конечно, прочитав эту лекцию, вы не станете экспертом по программированию на языке Java, однако получите представление о том, что необходимо для создания стра ницы или узла, ознакомитесь с некоторыми идеями, которые могут пона добиться в дальнейшем.

Что можно сделать с помощью корпоративной Webсети.

Вероятно, вы полагаете, что основное назначение Web ограничено публикацией информации вашей фирмы, однако это — лишь малая толика того, что можно сделать с помощью Webсети. Овладейте этим мастерст вом и вы сможете выполнять следующее.

• Отсылать обязательную для просмотра информацию и получать подтверждения о том, кто ее прочел, а кто — нет.

• Проводить виртуальные собрания служащих, не имеющих возможности встретиться лично.

• Автоматически запрашивать справочную систему или другие источники внутриофисной информации.

• Предоставлять служащим простой доступ к базе данных фирмы.

• Запускать FTPузел фирмы.

• Публиковать собственные исследования так, чтобы позволить заинтересованным лицам использовать эту информацию совместно.

Примечание

Некоторые варианты применения корпоративных Webсетей, описанные в этой лекции, взяты из статьи "1999 NT innovators" (Новаторы Windows NT 1999 года), опубликованной в журнале "Windows NT Magazine", в которой представлены все новые применения Windows NT по январь 1999 г включительно. Если вас заинтересуют эти остроумные применения корпоративных сетей Web, войдите в www.winntmag com и просмотрите в архивах выпуск за январь 1999 г.

Можно ли сделать чтонибудь еще с помощью корпоративной Webсети? Превратите ее в "дегустационный зал" новых идей, посвященных содер жимому вашего Webузла в сети Internet. Если вы не уверены в своей концепции, почему бы не опубликовать ее там, где смогут с ней ознако миться поначалу только ваши коллеги и дать несколько полезных советов? Прежде чем представлять свои идеи всему миру, убедитесь в их жиз неспособности. Кроме того, советы коллег помогут развить хороший замысел и избежать провала.

Простота распространения информации

Как и электронная почта, так и использование интрасети Web (intranet Web content) поможет вам сберечь немало бумаги. Вместо печати записок, извещающих служащих о переменах политики фирмы либо приглашающих на воскресный пикник, подобную информацию можно поместить на специальной странице Web. Это позволит избежать хлопот по рассылке бумаг, а также использовать "конструктивные" элементы, не всегда дос тупные электронной почте. Причем от сотрудников здесь не требуется доступ к приложению, с помощью которого создавался исходный документ. Кроме того, отсылка документов на Webузел удержит их от уточнений и изменений исходного документа.

Еще одно преимущество публикации в Web документов для обязательного просмотра заключается в возможности подтверждения их прочтения служащими. Ваши возможности не ограничены простой отсылкой инфор мации в надежде, что ее прочтут нужные люди. Просто создайте раздел, в котором можно, щелкнув на кнопке "Да, я прочел это и понял, о чем идет речь", отослать по электронной почте подтверждающее письмо коммерче скому директору либо другому руководителю. Чтонибудь в этом роде мож но использовать, для получение согласия (RSVP) на встречу в офисе или организацию общего собрания. Для этого создайте форму, в которой можно указать, будут ли приглашенные присутствовать, сколько приведут гостей, предпочтительные даты организации, требования к закуске и тому подоб ную информацию Служащий, отвечающий за координацию собраний офиса, высоко оценит автоматизацию подобного рода.

Организация собраний

Один способ – это сеансы переговоров (chat sessions), которые могут заменить собрания, если их сложно организовать или невозможно вообще. Это делается с помощью приложений для проведения переговоров (chat applications). Другой способ — использование средств для Webпереговоров. Для этого достаточно установить Webброузер, а приложения для проведения переговоров уже не нужны. Кроме того, интерфейс Web позволяет под держивать видеоконференции.

Кроме того, приложения планирования Web можно использовать для группового планирования в тех случаях, когда на виртуальных собраниях не удалось достичь поставленной цели. Например, в Lotus Organizer пре дусмотрен выход в Web, чтобы служащие могли планировать личные расписания на собственных компьютерах или устройствах PDA, а затем передавали информацию в общий Webкалендарь.

Совет

Если просмотр вашего календаря посторонними людьми нежелателен, защитите его паролем.

Корпоративная Webсеть предоставляет и другие средства связи. Например, она может помочь служащим найти друг друга. Офисы многих крупных фирм представляют собой настоящий лабиринт комнат, к тому же в таких фирмах люди не всегда знают друг друга в лицо. Одно из решений такой проблемы заключается в создании онлайновой карты (online map) офисов фирмы, на которой указаны рабочие места всех служащих. Достаточно ввести имя служащего, как на карте отобразится его портрет и офис в котором служащий работает.

Удешевление поддержки

Справочный стол пользователя Web весьма облегчает процесс под держки. Вопервых, многие запросы пользователя можно предвидеть. Обычно ему нужен доступ к конкретной папке (либо они не могут забрать свою электронную почту, либо найти файл). Вы можете создать форму со списком типичных проблем, позволяющую пользователю указать в .нем интересующий его вопрос. Если в списке нет таких вопросов, пользователи могут задать их в текстовом поле на Webстранице.

Совет

Использование справочного стола пользователя Web позволяет сотрудникам пожаловаться на отсутствие доступа к электронной почте, не прибегая к телефону и электронной почте (которую они не всегда могут включить).

Вовторых, возможность описать проблему или указать ее в списке — это стимул к обдумыванию и описанию проблемы , причем более подробна, чем возможно по телефону либо при личном общении. Личный опыт работы автора книги по поддержке запросов пользователей свидетельству ет о том, что пользователи часто опускают начальный процесс уточнения проблемы, начиная прямо с сообщения вроде "WordPerfect не работает" или "WordPerfect закрывается, отобразив сообщение о нехватке ресурсов компьютера". Уточнение проблемы может занять несколько минут и даже более, если пользователь и лицо, отвечающее за поддержку, не могут понять друг друга. Намного проще и понятнее позволить пользователю самому описать проблему либо выбрать ее в списке проблем. Конечно, это не исключает вообще необходимость уточнения какойто проблемы, но не сколько упорядочивает этот процесс. Если же необходима дополнительная информация, то можно, в конце концов, связаться и по телефону.

Втретьих, обсуждение проблем с помощью электронной почты Web уменьшает как время на изложение проблемы, так и время, необходимое специалисту на ее обдумывание. Кроме того, электронная почта всегда доступна лицу, запросившему помощь (нет необходимости ожидать осво бождения телефонной линии центра поддержки).

Идентификация пользователей по имени Если предположить наличие соответствия "один компьютер, один пользователь", то возникает специфическая ситуация, связанная с передачей сообщений между пользователями. Приложения типа Windows' Chat ориентированы на работу компьютера с компьютером — сеанс переговоров устанавливается между двумя компьютерами, а не двумя пользователями. Другими словами, приложение Chat нельзя использовать для переговоров между двумя пользователями, вошедшими в один и тот же терминальный сервер, поскольку приложение фактически выполняется на одном компь ютере. Команда NET SEND, наоборот, ориентирована на пользователей, поскольку инициирует поиск имен вошедших пользователей, а не имен компьютеров. Если вам требуется использовать для передачи сообщений приложение, ориентированное на компьютеры, вам следует запускать его на клиентных компьютерах, а не на терминальном сервере.

Устранение циклических модернизаций Еще один довод в пользу применения тонкой клиентной сети состоит в возможности продления срока службы старых ПК. Порой кажется, что большая часть программного обеспечения (коммерческих приложений) вообще ничего не делает, но, тем не менее, требует для себя больших ресурсов, и значит, они необходимы и вашему компьютеру. Это не обяза тельно относится к самим приложениям: ныне сами данные стали более обширными, поскольку в них широко используются мультимедиаданные. Эта проблема имеет циклический характер. Закон Паркинсона, определяю щий, что основным свойством работы является захват всего отведенного на ее выполнение времени, может быть применен и к данным — они также склонны захватывать все доступные ресурсы. Поэтому, чем больше вы получите в свое распоряжение ресурсов (памяти, дискового пространства) для хранения данных, которые вы используете сегодня, тем обширнее, станут эти данные завтра.

Предоставление доступа к компьютеру студентам Одной из наибольших помех в путешествии является необходимость повсюду таскать за собой портативный компьютер. Даже самый легкий — он достаточно тяжел, неудобен в работе (особенно в самолете во время перелета) и в большинстве случаев менее удобен, чем его "настольный" собрат. Однако если вы не возьмете с собой в путешествие персональный компьютер, вы не сможете работать с файлами, читать сообщения элек тронной почты, просматривать сообщения Web и тому подобное.

Упрощение доступа к базам данных Постоянно возрастает интерес продавцов и менеджеров к использо ванию корпоративной интрасети Web для поддержки внешних баз дан ных. Последние имеют значительные преимущества по сравнению со стандартными, ежемесячно печатаемыми, отчетами. Вопервых, в стан дартных отчетах могут отсутствовать ответы на конкретные вопросы про давцов или менеджеров Вовторых, мы снова сталкиваемся с проблемой распространения. Как переслать отчеты всем служащим фирмы, рассредо точенной по обширному региону? По факсу? Электронной почтой? Кто должен составлять отчеты?

Безопасное распространение информации Распространение информации с помощью Webсредств обеспечивает не только ее согласованность, но и некоторые дополнительные уровни за щиты. Вспомните: некоторые оперативно распространяемые документы (online documents) намного сложнее исказить, чем распространяемые в форме, доступной для редактирования пользователем. Учтите: FTPузлы по зволяют предоставлять доступ к документам, без отображения исходного ка талога.

Отличия содержимого интрасетей от содержимого Internet. Потенциально создание содержимого Webузла в интрасети намного проще, чем в World Wide Web. Вопервых, вам намного проще контролировать пользователей, поскольку вам известно, какие броузеры они собираются применять и какие средства они поддерживают. Разные броузеры по разному интерпретируют одну и ту же информацию и поддерживают разные средства. Например, в Netscape Navigator не встроена поддержка элементов ActiveX — для этого следует загрузить специальную надстройку. С другой стороны, Microsoft поддерживает нестандартный тип языка Java, поэтому поддержка со стороны Microsoft Internet Explorer страниц, использующих Java, крайне неопределенна — иногда они работают, иногда — нет.

Динамический HTML (Dynamic HTML — DHML) более гибок по сравнению с HTML Вместо того чтобы выставлять на всеобщее обозрение статичную Webстраницу, вы можете использовать DHTML и создать Webстраницу, которую пользователь сможет настраивать без нарушения вида исходного документа

Расширяемый язык разметки (XML) Язык XML (Extensible Markup Language — расширяемый язык разметки) не заменяет HTML (во всяком случае, он редко встречается на Webстраницах), однако поддерживает его, позволяя несколько повысить универсальность Webстраниц. Идея такова: когда вы форматируете страницу с помощью HTML, то можете изменить внешний вид текста дескрипторами, форматирующими его полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, абзацами и т.д. Однако сами дескрипторы практически никак не связаны с содержимым текста, а только с его форматированием. Язык XML имеет дескрипторы, определяющие внешний вид текста. Вы можете с их помощью указать, что обозначает данный текст (имена, адреса, названия продуктов и т.д.)

Серверные Web приложения (serverside Web applications) выполняются сервером: средствами серверного операционного окружения (server operating environment), а также за счет аппаратных ресурсов сервера. Серверные приложения более всего напоминают однократно запускаемые приложения (onetime applications), такие как механизмы поиска (search engine). Преимущество серверных приложений заключается в их универ сальности: броузеру нет нужды поддерживать язык клиентного приложения. Для хранения и загрузки таких программ применяют разные подходы. Серверы CGI получают доступ к приложениям, хранящимся на сервере, в то время как ASP (Active Server Pages — страницы активного сервера) сохраняют сценарий, который должен выполняться на самой странице HTML.


Производительность рабочих станций и серверов ЛВС