Фокусное расстояние объектива Негативное и позитивное пространства Цветные лазерные принтеры Использование программы IrfanView Системы автофокусировки с блокировкой

Цифровая фотография


Макросъемка

При съемке объектов, находящихся близко к объективу, начинают искажаться их пропорции. Если рассмотреть хороший объектив для 35-миллиметрового фотоаппарата, можно заметить, что он выдвигается вперед при съемке мелких объектов крупным планом. Во многих камерах с системой автофокусировки есть режим макросъемки, в котором объектив перестраивается под размеры мелких объектов. Иногда это реализуется с помощью оптической системы самого объектива, но подчас для макросъемки требуется подсоединение специальных приспособлений, называемых конвертерными насадками. Снимая что-либо крупным планом, старайтесь работать в режиме макросъемки, это поможет точнее сфокусироваться на объекте съемки.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние объектива является важной величиной, поскольку оно напрямую связано с размером изображения в плоскости пленки. Также оно влияет на угол зрения объектива (эти понятия рассматриваются далее). Фокусным расстоянием объектива называют измеряемую в миллиметрах длину отрезка между оптическим центром и главным фокусом объектива, то есть точкой, в которой сходятся параллельные главной оптической оси лучи света. Это расстояние является характеристикой объектива, определяемой его производителем.

Угол зрения, поле изображения и размер объектов в кадре

Область перед объективом, которую мы фотографируем, называется пространством объектов, область за объективом, в которой находится пленка или матрица, называется пространством изображений. Рассмотрим важные понятия, связанные с объективами.

Прежде всего, следует обратить внимание на угол зрения объектива. Эта величина показывает, как много объектов может попасть в кадр, иногда ее также называют просто полем зрения. На рис. 8.4 через длиннофокусный объектив видна небольшая часть изображения, потому что его угол зрения острый, в то время как в зону обзора широкоугольного объектива попадают области, находящиеся под большим углом относительно центральной оси объектива. Типы объективов мы рассмотрим далее.

Не менее важен для фотографа размер объектов в кадре. Он напрямую связан с фокусным расстоянием объектива: чем больше фокусное расстояние, тем больше объектив приближает предметы, то есть у фотографа появляется возможность снимать удаленные предметы крупным планом, как показано на рис. 8.4. Объектив с широким углом зрения (короткофокусный) удаляет объекты, что позволяет снимать крупные предметы, например деревья или здания в городе, не отходя от них далеко.

Объект съемки Угол зрения объектива Матрица или фотопленка

Рис. 8.4. Угол зрения определяет размер области, видимой через объектив; от фокусного расстояния объектива зависит размер объектов в кадре

Угол обзора обычного объектива приближен к углу зрения человека (области, которую видит человек, не поворачивая головы), а диаметр поля изображения стандартного объектива цифрового фотоаппарата примерно равен длине диагонали светочувствительной матрицы (рис. 8.5) (то есть используется все поле изображения).

Одним из свойств длиннофокусных объективов является так называемое визуальное сжатие, сказывающееся на перспективе снимка.

Дисторсией называется один из видов геометрической аберрации, который выражается в том, что линия горизонта изгибается по краям изображения (так называемый «бочкообразный» эффект).

Поскольку элементы вариообъектива должны двигаться на большие расстояния, он обычно не обеспечивает такую проработку деталей, как соответствующие специальные объективы с постоянным фокусным расстоянием.

Дополнительное увеличение получается за счет интерполяции, которую выполняет камера, и, следовательно, фотоаппарат создает изображение на основе не только орининальных, но и расчетных данных.

Отсутствие симметрии Самой интересной частью фотографического снимка обычно является объект, и снимок должен рассказывать о нем историю, а все художественные элементы ополнять объект.

Итак, где же расположить объект съемки? Давайте рассмотрим рис. 9.1, на котором представлена схема классической композиции. Где в таком случае должен белеть парус?

Можно оставить шлюпку на горизонтальной «мертвой» линии, но немного сдвинуть вправо, и получится превосходная фотография.

Количество и размер объектов в кадре На фотографии должен появиться только объект съемки и уравновешивающий его элемент. Вертикальные снимки, напротив, подчеркивают высоту объекта съемки.

Такое направление кадра прекрасно подходит для портретов.

Для выделения объекта съемки можно использовать насыщенные цвета.

Цифровая фотография Глубина цвета Увеличение резкости, добавление размытия и шума