Архитектура Интерьеры античности и возраждения в Италии Вид на Акрополь План терм Константина План  и разрез Сакристии Сан Лоренцо Интерьеры XIV—XV веков Интерьеры Успенского собора Усадьба «Высокие горы»

История искусства

Интерьеры античности и возраждения в Италии

Парфенон и храм Аполлона в Бассах , сооруженные в V в. до н. э. всего лишь на протяжении десяти лет выдающимися зодчими, позволя­ют в результате сравнения увидеть в их сходстве общие принципы творчества, а в различии — конкретное преломление этих принципов.

Несмотря на множество исследо­ваний, постановка вопроса дает право вернуться к уже известному, чтобы выделить и понять то, что сохранило силу воздействия до наших дней.

И периптер, и дорический ордер сложились ко времени строительст­ва храмов как система пластически и художественно осмысленная. Она формировалась более ста лет в ре­зультате множества повторений и тщательного отбора. Это был период высочайшего расцвета греческой культуры. Творческие возможности и строительная техника достигли к тому времени высокого мастерства.

Парфенон как символ гегемонии Афин должен был стать ведущим сооружением политического, культур­ного и религиозного центра страны. Так определились основная цель его создания и высокие мотивы творче­ства.

Отбор лучшего был первым условием создания Парфенона. Второе заключалось в уникальных чертах, привнесенных авторами, а также в умении последовательно в крупных противопоставлениях раскрыть образ во времени, создав кульминацию переживаний в интерьере. Характер­ные аспекты восприятия в соответствии с панафинейскими шествиями, несомненно, предполагали определенный эффект эмоционального воз­действия.

Акрополь возникал перед жителями Афин при выходе из узких улиц города. В контрасте к затесненному пространству открывались широкие панорамы; статуя Афины Промахос и храмы, поставленные на площадке скалистого холма, подчинив себе более низкие окружающие холмы, сли­вались в едином выразительном силуэте на фоне синего неба. Найденное взаимодействие архитектуры и природы отвечало постоянно при­сущему стремлению человека к гар­монии. Контраст узких улиц и широ­ких панорам, потребность к раскры­тию пространства, к нарушению одно­образия должны были быть объективным условием эмоционального воздействия открывшейся группы храмов. Господствуя на холме, Акрополь и Парфенон были в центре внимания жителей Афин. Курс лекций по начертательной геометрии Стандартная ортогональная аксометрия

Проход через Пропилеи активизи­ровал новую потребность к раскрытию и желание вновь увидеть на время скрывшийся Парфенон.

При всей напряженности ожидания и воображения неожиданность вновь увиденного превышала сложившееся представление и рождала эмоции. Момент этого переживания передает в своих дневниках А. Буров: «Прямо и несколько направо, на вздымаю­щейся бугром голубой, мраморной, покрытой трещинами скале — площадке Акрополя, как из вскипающих волн, вырастал и плыл на меня Парфенон... Было такое ощущение, будто ощупываешь Парфенон руками, дер­жишь руками и не можешь схва­тить» Поражающий всех образ не случаен. Мастер ввел в ти­пические черты периптера много дополнительного, уникального, благодаря чему Парфенон встал над всем, что было создано до него.

Курватуры карниза антаблемента и стилобата, заключающиеся в плавной приподнятости центральной части портика, создают ощущение упругости

Можно предположить, что проход в интерьер храма через многоколонный портик пронаоса и слабо освещенное пространство между колоннами еще раз создавали условия для нарастания эмоциональной напряженности. Она предшествовала открытию внутреннего пространства целлы и сверкающей золотом статуи Афины, эффектно освещенной верхним светом.

Этот прием гиперболизации образов, действенный и выразительный, был достаточно деликатно использован автором. Традиционность Парфеноне нарушают отклонения от типического — стройность ордера, курватуры, профилировка. 

Новаторство храма Аполлона решают новая система построения внутреннего пространства. система  поперечных стен, сочетание трек ордеров. аксонометрия Парфенона.

Создав хорошо знакомый образ храма, автор на какое-то мгновение превысил прогноз неожиданностью противопоставления изысканности архитектуры и дикости природы, а дальше нарушил хорошо известное новаторскими предложениями в разработке интерьера

Основы физики и электротехники. Лекции, курсовые, задачи, учебники