Архитектура Интерьеры античности и возраждения в Италии Вид на Акрополь План терм Константина План  и разрез Сакристии Сан Лоренцо Интерьеры XIV—XV веков Интерьеры Успенского собора Усадьба «Высокие горы»

История искусства

Интерьеры XIV—XV веков и эпохи классицизма в России


Современное же состояние дома и парка таково, что воссоздать образы прошлого даже в воображении не всегда удается. Тем не менее сказанное выше дает материал для некоторого размышления. Работы фотореалистов часто отличаются такой визуальной сложностью, которая не уступает самому пристальному наблюдению. Ярким примером фотореализма является картина Дона Эдди (род. 1914) «Новые туфли для Н»

Усадьба «Высокие горы» —- пример воплощения высоких культурных запросов владельцев. В данном случае имеется в виду психологическая проблема объединения внутреннего пространства дома с природой и городом: не просто широкое окно или витраж, а сложная система последовательных, архитектурно решенных переходов из интерьера в парк, где система дорожек и павильоны делает эту часть парка как бы развитием интерьерного пространства. Для обитателей и посетителей дома (присутствие последних было связано с осмотром картинной галереи, открытой для жителей города) интерьер не был ограничен стенами дома. Небольшой интимный парк через цепь ориентиров связывал внутреннее пространство дома с видовыми точками, обращенными на далекие виды Москвы.

Очевидно, что при общих стилевых качествах рассмотренных усадеб различия в принципах планировки загородной и городской усадьбы, различия авторских приемов, различия быта и желаний владельцев настолько велики, что сравнение усадеб, казалось бы, не имеет смысла. Одна — парадная, торжественно строгая, другая — интимная, свободная в своем построении — роднит ли их что-либо существенное кроме единства стиля? Что же, собственно, привлекает, удивляет нас и восхищает?

Несмотря на использование полярных композиционных приемов: строгой осевой композиции, с одной стороны, и живописной свободной, с другой — все же есть нечто общее, что сближает эти усадьбы. Прежде всего общая задача — связать архитектуру и природу, приблизить человека к природе. Она решалась разными средствами, в разных условиях, в соответствии с пространственной концепцией автора каждой из усадеб. В Архангельском дворцовая парадная усадьба как бы отгородилась от окружающего пейзажа. Но это лишь первое впечатление. Внутренняя напряженность развивающейся композиции, четкий ритм противопоставлений массы и пространства через последовательно проведенные контрасты открывают интерьер в парк, а затем на широкие дали окружающего подмосковного пейзажа.

Более скромная усадьба «Высокие горы» построена тоже на контрастном противопоставлении, но скорее не отвлеченных композиционных контрастов, а ярких образов, характерных мотивов жилярдневских арок, окружающих двор, и парадного входа, отмеченного огромным навесом, лестницы, поднимающейся наверх, протяженной галереи, пандуса, беседок и открывающихся далей Москвы. Переживания, охватывающие нас, усилены поразительным контрастом интимных уголков парка и широких панорам города.

Обе усадьбы отражают высокую архитектурную и художественную культуру эпохи и наглядно иллюстрируют возможность различного подхода к разработке идеи большого общечеловеческого значения — последовательного раскрытия пространства и приближения человека к природе.

В общественных зданиях начала XIX в. эта проблема связи внутреннего пространства с природой не возникала. Только на примере рассмотренных усадеб, которые имели, несомненно, общественное значение, можно понять, как блестяще разрешалась в русской архитектуре проблема соединения внутреннего пространства с природой, не потерявшая актуальности в наши дни.

Двор не замкнут, но ограничен с двух боковых сторон открытыми галереями. Легкие, широко расставленные тосканские колонны, рисующиеся на фоне зелени, выделяя пространство двора, одновременно раскрывают его в парк.

В чередующихся друг за другом залахдворца архитектура как бы подчиняется наполняющим их произведениям искусства. Так, для узких вертикальных полотен Гюбер Робера создан небольшой круглый зал.

Внутренняя планировка дома с прилегающим к нему двором и живописным парком, спускающимся к Яузе, была подсказана положением усадьбы в городе и новым бытом ее владельцев. Иной образ жизни определил основные элементы ансамбля. Прежде чем войти в дом, вы попадаете во двор через ворота, примыкающие к дому с северной стороны.

Два служебных корпуса, собственно дом и ограда, образуют правильный прямоугольник двора, открывающегося в парк. Протянувшаяся через весь дом в центре его галерея шириной более 3 м была разделена по длине на три части и соединяла две половины дома: одну,выходящую во двор и парк, и вторую — в палисадник перед главным фасадом

Галерея завершалась крытой террасой с тремя крупными арочными проемами. Отсюда пологий широкий пандус, плавно изгибаясь, спускается в парк. В первом этаже располагались жилые комнаты меньшей высоты, чем парадные анфилады второго этажа. Так осуществлялось деление дома на парадную и интимную половины.

 

Основы физики и электротехники. Лекции, курсовые, задачи, учебники