Архитектура Интерьеры античности и возраждения в Италии Вид на Акрополь План терм Константина План  и разрез Сакристии Сан Лоренцо Интерьеры XIV—XV веков Интерьеры Успенского собора Усадьба «Высокие горы»

История искусства

О МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архитектура — особый вид искусства, где польза, прочность и красота составляют единое целое. И единство этой триады — обязательное условие создания архитектурного произведе­ния. Однако памятники архитектуры, несмотря на то, что они утратили свое первоначальное предназначение, не теряют своих художественных ка­честв и, не имея практической ценно­сти, продолжают эмоционально воз­действовать на наших современников, вероятно даже с большей силой, чем раньше.

Несмотря на то, что древний автор и задачи, перед ним стоявшие, его установки, отношение к архитектуре и творчеству крайне далеки от нас, вы­дающиеся произведения архитектуры, а также пространственные концепции, не оставаясь постоянными, сохраняли и сохраняют свою общечеловеческую значимость.

Раскрыть художественный смысл произведений архитектуры, понять, в чем сила образного воздействия, не потерявшаяся в веках,— вот вопросы, к которым неоднократно возвращаются не только ученые исследователи, но также архитекторы-практики.

Сложность поставленной проблемы была определена еще К. Марксом, который писал: «...трудность заключает­ся не в том, чтобы понять, что грече­ское искусство и эпос связаны с из­вестными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известной степени служить нормой и недосягаемым образцом».

Однако не только греческое искус­ство и храмы на Афинском Акрополе на тысячелетия завладели умами и сердцами людей, продолжая восхи­щать и наших современников. Эсте­тически отработанная система грече­ских ордеров периодически возрож­далась в новых условиях материальной и духовной жизни общества. Римляне, итальянцы эпохи Возрождения, после­дователи Палладио в Англии, архитекторы классицизма в Европе и Рос­сии — все увидели в ордерной систе­ме магическую силу архитектуры.

Многие из современных теорети­ков, сосредоточив свое внимание на ордерных построениях, рассматривая ордер как художественную систему, как одно из наиболее гибких и дей­ственных средств языка архитектуры, отдают ему такое предпочтение, что преуменьшают роль других, не менее, а, может быть, более существенных сторон архитектуры, отодвигая их на второй план.

Нельзя забывать и то, что на протяжении многих столетий в ряде стран развивалась архитектура, не использо­вавшая ордер в качестве языка архи­тектуры, и, тем не менее, не только доступная нашему пониманию, но и воздействующая с неменьшей силой. Действительно, византийская, готиче­ская, русская допетровская архитекту­ра, архитектура стран Востока, модерн и наконец современная архитектура, и среди них такие величайшие про­изведения, как Айя-София, Реймский собор и Нотр Дам, Василий Блажен­ный и храм Покрова на Нерли — все они созданы без участия ордерных систем. Каждое из них уникально и точно связано со своим временем, отражая комплекс требований и ми­ровоззрение своей эпохи. Используя формы художественно осмысленные, давно ушедшие в прошлое, все они сохранили силу эмоционального воз­действия до наших дней.

В данном разделе пойдет речь о наиболее важных и малоизученных проблемах интерьера — о раскрытии художественного смысла, о возможностях образного художественного языка архитектуры, о творческих проблемах современной архитектуры. Среди рассмотренных примеров — выдающиеся памятники разных эпох и народов, лучшие общественные здания, созданные советскими, а также зарубежными архитекторами. На основе конкретного анализа делаются обобщения по отдельным проблемам.

Показываются информационные возможности художественного языка архитектуры. Кроме того, исследование вопросов не только теории, но и практики создания интерьера потребовало рассмотрения ряда творческих проблем.

О методике исследования

В основе этих произведений лежат гармонический порядок организации пространства, средства масштабной и тектонической выразительности, система пропорционирования. И хотя все эти средства художественной выразительности связаны со своим временем и раскрыть их художественную сущность может быть сложнее, чем артикуляцию ордерных систем, тем не менее воздействие их на людей нашего времени очевидно.

Приступая к анализу памятников архитектуры и современных объектов, мы взяли в качестве научных обоснований ряд предпосылок, выдвинутых ведущим ученым в области теории эмоций П. В. Симоновым. Он обращает внимание на тот факт, что потребность есть та основа, на которой строятся все поведение, вся психическая деятельность человека, включая его мышление, эмоции и волю. Динамика потребностей в их усложнении, обогащении и трансформации делает поведение активным. Современной наукой эти потребности определены как высшие потребности.

Будучи одним из условий эмоционально-эстетического воздействия, эти высшие духовные потребности человека мотивированы жизненно важными реакциями или, как их называют, биологическими врожденными константами.

Предлагаемый в данной главе сравнительный анализ архитектурных объектов, не следуя жесткой схеме, охватывает группу вопросов в определенной последовательности.

Основы физики и электротехники. Лекции, курсовые, задачи, учебники